Четверг, 28.03.2024, 22:15
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
Мой сайт
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Март 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » 2013 » Март » 16 » Особенности технологии сотрудничества, как сред�
    01:15
     

    Особенности технологии сотрудничества, как сред�

    Особенности технологии сотрудничества, как средства формирования эмоционально-волевой сферы дошкольников

    ср., 19.12.2012

    Система дошкольного образования в настоящее время ориентирована на подход к ребенку как развивающейся личности.

    Развитие личностных качеств и способностей детей дошкольного возраста определяется направленностью содержания образования на приобретение воспитанниками опыта разнообразной деятельности: познавательной, практической, социальной. Поэтому, при реализации общеобразовательной рабочей программы дошкольного образовательного учреждения центра развития ребенка детского сада №74 «Дельфиненок» особое место отведено деятельностному содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных воспитанниками знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.

    В ходе реализации основной общеобразовательной программы воспитанники приобретают интегративные качества личности. Одним из таких качеств является овладение средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

    Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования навыков сотрудничества и психологической готовности к школе, опираясь на теоретические положения ученых о развитии учебной деятельности младших школьников, нами были определены основные научные труды которые легли в основу разработки технологии по развитию у дошкольников навыков сотрудничества:

    - научное исследование «организация начальных форм сотрудничества дошкольников 3-5 лет в условиях образовательного процесса», автор Маврина А.В;

    - специальный учебный курс «Введение в школьную жизнь», авторы Г.А. Цукерман и К.Н. Поливанова.

    Актуальность данной технологии заключается и в том, что она позволяет разрешить проблему преемственности в работе школы и детского сада в системе реализации развивающего обучения.

    Целью данной технологии является развитие навыков сотрудничества у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста в непосредственно-образовательной деятельности развивающего цикла.

    Достижение этой цели предполагается посредством решения следующих задач:

    1. Формировать у детей способы взаимодействия в паре, малой группе.
    2. Развивать способность к использованию элементов символизации для выражения своих действий.
    3. Развивать основы самоконтроля, взаимоконтроля и взаимооценки по результатам деятельности.

    Работа с использованием технологии сотрудничества предполагает последовательное прохождение с детьми ряда этапов.

    Цель первого этапа работы на НОД с детьми - освоение элементарных форм учебного сотрудничества.

    Цель второго этапа - освоение правил взаимодействия с взрослым и сверстниками в процессе учебного сотрудничества.

    Цель третьего заключительного этапа - обучение детей самостоятельному выбору формы организации в непосредственно-образовательной деятельности.

    Старший дошкольный возраст непосредственно предшествует переходу ребенка в следующий очень важный этап его жизни — поступление в школу. Поэтому существенное место в работе с детьми старшего дошкольного возраста начинает занимать подготовка к школе. И наша задача заключается в том, чтобы на пороге школы, помочь ребенку построить содержательный образ «настоящего школьника».

    Основанием для формирования элементов сотрудничества на развивающих занятиях стали следующие положения:

    1) Сотрудничество должно строиться как договор о продуктивном взаимодействии и взаимопомощи, в составлении которого участвуют обе «высокие стороны»: и воспитатель, и дети.

    2) Каждый раз, предлагая новую норму «учебных» взаимоотношений, воспитатель предлагает детям ситуацию открытого выбора между «правильным» и «неправильным» поведением и представляет каждому возможность попробовать, применить к себе и то, и другое, не на словах, а на деле.

    3) НОРМА - это всегда разнообразие индивидуальных равнодоступных вариантов. Чтобы помочь ребёнку «подогнать» общую норму к его индивидуальности, нужен веер допустимых образцов в пределах одной нормы.

    4) Чтобы помочь ребёнку выполнить норму, недостаточно её сформулировать. Необходимо ввести средства для регуляции и саморегуляции нормативного поведения; в данном случае это разнообразные знаки и жесты, с помощью которых взаимодействия в коллективе строятся как правила уличного движения

    5) Все нормы коллективных взаимоотношений должны носить общий характер и регулировать не только отношения ребёнок-взрослый, но и отношения ребёнок-ребёнок. При этом нормосообразное поведение складывается не в целой группе, а в малых детских группах, являющихся для ребёнка одновременно и группами эмоциональной поддержки.

    Развивающие занятия, включающие технологию сотрудничества, имеют особую структуру:

    1. На первом этапе детям предлагается проблемная ситуация, которая побуждает детей к поиску решения не только поставленной проблемы, но и способов организации для успешного решения, например: «Как мы будем работать? Как легче и быстрее выполнить это задание?»

    Для поиска решения задачи педагог организует дискуссию, в процессе которой каждый ребенок хочет высказаться, и роль воспитателя

    - помочь выделить различные точки зрения и зафиксировать их (т.е. устно или символично обозначить все точки зрения)

    - регулировать эмоциональный настрой детей, вводя новые или напоминая правила дискуссии;

    - если точек зрения нет, предложить свою (возможно и неверную).

    Обобщив несколько точек зрения детей, воспитатель объединяет и предлагает проверить кто прав, через реальные действия: «вот попробуем выполнить, и увидим, кто из нас был прав»

    Организуя с детьми дискуссию, воспитатели знакомят и вводят так называемые «правила дискуссии».

    2. Второй структурный элемент развивающего занятия - определение формы организации детей и воспитателя с детьми для решения задачи. Технология сотрудничества предполагает два вида взаимодействия детей друг с другом.

    Это, прежде всего - работа в парах, в которой дошкольники осваивают один из видов сотрудничества: действия по правилу (т.е. разделение материала по какому либо признаку) или по роли (т.е. разделение функций).

    Другая форма сотрудничества детей это деятельность в микрогруппах совместно действующих детей.

    Дети должны понять, что успешность выполнения задания зависит от планирования совместных действий, коллективного замысла будущего продукта, от работы каждого члена группы.

    3.Следующий, третий этап - непосредственное выполнение задания, воспитатель может включиться в деятельность детей в паре с ребенком, в группе, или самостоятельно у доски, на отдельном материале.

    4. Четвертый структурный элемент – организация контроля и оценки предполагает действия контроля и оценки.

    Взаимопроверка и взаимооценка осуществляется при работе детей группами, парами, самостоятельно. Анализу подвергается каждая операция и способ её выполнения.

    Важным шагом в этом становится обучение детей самооценке.

    Самооценка предполагает, что ребёнок, умеющий учиться, должен уметь оценивать свои достижения.

    В процессе развивающих занятий, дошкольники обучаются и другим видам оценки:

    Перед выполнением задания детям воспитатель предлагает оценить возможный уровень сложности выполнения задания (трудно, легко) или прогностическая оценка.

    После выполнения задания ребёнок подводит итоговую оценку (например, работа прогнозировалась как легкая, а оказалась тяжёлой).

    В конце развивающих занятий обычно проводилась ретроспективная оценка, осуществляемая после решения задания. С её помощью оценивается, как работала группа или пара (дружно, быстро, правильно выполнили задание и т.д.).

    И проводится общая итоговая оценка где педагог выясняет, что было изучено на занятии, какие были трудности, что понравилось больше и т.д. Дети самостоятельно определяют, над какими заданиями им необходимо поработать на следующем занятии.

    Основными принципами технологии сотрудничества являются:

    1. Обучение носит развивающий характер, воспитатель не даёт готовых образцов действия и определений, а стимулирует и направляет детский поиск на решение поставленной проблемы.

    2. Технология сотрудничества используется на знакомом программном материале, когда дети знакомы со способами решения поставленных задач.

    3. Эффективным толчком является проблемная ситуация, побуждающая к поиску не только решения задачи, но способов эффективного сотрудничества.

    4. Поиск решения проблемы происходит при помощи вопросов и ответов педагога и детей, выделяется цель, способы и действия решения задачи, а затем после её достижения подводится итог, т.е. проводится рефлексия.

    5.Чтобы облегчить формирование самоконтроля детям вводятся специальные средства регуляции и саморегуляции нормативного поведения.

    Данная технология предполагает поэтапное введение средств и способов взаимодействия, а так же форм контроля и оценки.

    Первый этап начитается со второй половины учебного года с детьми младшего и среднего дошкольного возраста, так как к этому времени дети осваивают определенный объем программного материала, а также получают первый самостоятельный опыт общения со сверстниками в различных ситуациях (прежде всего в игровых).

    На следующем, втором этапе с детьми старшего дошкольного возраста продолжается работа по развитию навыков взаимодействия в триаде.

    Новым вводимым элементом технологии сотрудничества на данном этапе является дискуссия.

    Цель третьего заключительного этапа (с детьми седьмого года жизни) является обучение детей самостоятельного выбору формы организации в непосредственно образовательной деятельности.

    Таким образом, в процессе реализации данной технологии дети дошкольного возраста овладевают необходимыми навыками взаимодействия между собой и с педагогом; навыками само и взаимного контроля результатов деятельности; формируется умение отстаивать своё мнение, указывать на ошибки других и исправлять их, развивается умение оценивать свои достижения, используя прогностическую оценку, закладывается основа адекватной самооценки, формируется база учебной деятельности, необходимая детям в школьном обучении, что позволит дошкольникам безболезненно войти в школьную жизнь.

    Воспитатель МБДОУ № 74 «Дельфиненок»

    Таргоний Елена Ивановна,

    высшая квалификационная категория

    Уважаемые коллеги!

    Согласно положения о конкурсе «Детский сад: день за днём», на ВСЕ дошкольные учреждения оформляются дипломы участников регионального мероприятия.

    Для пополнения портфолио педагогов к аттестации авторы конкурсных материалов могут сделать заявку на оформление персонального диплома участника конкурса и «Свидетельства о публикации в СМИ": форма заказа >>>

    Документы высылаются на адрес дошкольного учреждения после 1 июня 2013г.

    Голосуйте за эту работу!

    Просмотров: 417

    Просмотров: 726 | Добавил: comast | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz