Пятница, 29.03.2024, 17:03
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
Мой сайт
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Март 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » 2013 » Март » 12 » Пять советов воспитателям старших и подготовите�
    22:49
     

    Пять советов воспитателям старших и подготовите�

    Пять советов воспитателям старших и подготовительных групп

    _________________________________________________________________________

    Александра ЕРШОВА (кандадат педагогических наук), Вячеслав БУКАТОВ (доктор педагогических наук)

    Пять советов

    воспитателям

    старших и подготовительных групп

    Публикация первой редакции в кн.: Шулешко Е.Е., Ершова А.П., Букатов В.М. Социо-игровые подходы к педагогике (Красноярск, 1990)

    Первый совет: Быть готовым к собственным промахам

    ___Какое бы предложение — сыграть, показать, вспомнить, придумать или выполнить — ни высказал воспитатель, он должен исходить из реальных возможностей данной группы. Но возможности эти выясняются не сразу. Поэтому воспитателю нужно быть готовым к своим возможным промахам, а не ждать, что предстоящая деятельность обязательно будет успешной и обязательно принесет запланированные достижения.

    ___Все препятствия, встре­чающиеся в социо-игровой работе, воспитателю следует рассматривать как содержание занятий, видя в них сущность своих задач, а в их преодолении — сущность развития и всей группы, и самого ребёнка.

    .

    Второй совет: Не разжевывать смысл задания

    ___Часто дети говорят, что не начи­нают выполнять заданное, потому что ничего «не по­няли». Но это совсем не означает необходимости «разжевывать» задания так, чтобы уж ничего не ос­тавалось отгадать, сообразить, понять самому ребён­ку.

    ___В социо-игровых заданиях доля самостоятельно­сти исполнителя раз от раза обязательно должна расти. Тогда дети могут почувствовать: «не понял» — это, наверное, просто поосторожничал, «поленился» или подумать, или попробовать. И если они увидят, как кто-то из них пробует, и поймут, что в этом нет ничего страшного, то число сославшихся на «не по­нял» будет уменьшаться.

    ___Хотя конечно иногда воспитательница должна и пояснять (повторять) задание, если она почувствовала, что предыдущее разъяснение оказалось непонятным по существу (точнее по ее собственной вине, а не из-за невнимания или пассивности обучаемых детей).

    .

    Третий совет: Обращать внимание на интересные неожиданности

    ___Если задание выполняется детьми неверно из-за того, что оно было неверно понято, необ­ходимо обратить свое внимание на все неожиданное и интересное в выполнении неверно понятого задания. Иногда оно оказывается более интересным и полезным, чем «верный» вариант, запланированный воспитательницей.

    ___Под­черкиваем, что важнее включить в работу активность, даже неточно направленную, чем заглушать ее страхом ошибки или закреплять у детей установку: сначала вы мне расскажите, как и что нужно делать, а уж потом я сделаю, если буду уверен, что получится.

    ___Иначе, повторим ещё раз, союз детей и воспитателя распадается на лидер­ство взрослого и иждивенчество ребёнка. В результате равноправие исчезнет, игра умрёт. Останется один труд, радость от которого сводится к ожиданию — «когда же тётя или дядя меня похвалит».

    .

    Четвертый совет: Видеть в детских отказах ценные подсказки

    ___Самая «страшная» неприятность — отказ некоторых детей от участия в предложенной игре (задании, упражнении) — снимается предвари­тельной готовностью воспитателя преодолеть этот отказ специальным набором таких упражнений, чтобы отка­зывающиеся нашли в себе уверенность для участия в общей работе.

    ___Воспитатели по-разному относятся к отка­зам детей, им симпатичных и несимпатичных. Первым они доверяют, поэтому их отказы воспринимаются как сигнал о том, что ситуация оказалась педагогически непродуманной. В отказах же вторых они видят либо злой умысел, либо вредность характера ребён­ка.

    ___Столкновение с детским отказом перестает быть «страшным», если воспринимать его не как личное оскорбление, а как своевременную подсказку, пода­ренную ребёнком. Представьте, что отказ исходит от вашего любимого воспитанника (а ещё лучше — от нескольких любимых вос­питанников). Это поможет стряхнуть шоры и увидеть чудесный выход.

    Постскриптум к четвертому совету: Помочь ребёнку обнаружить себя сочувственно присоединившимся

    К сказанному о ситуациях отказа детей 5-10 лет от предлага­емых воспитателем (или учителем) игровых заданий добавим краткое изложение следу­ющих наблюдений и рассуждений Евг.Евг. Шулешко.

    Каждый ребёнок склонен к признанию согласия. Особенно легко ему призна­вать согласившимися других. Труднее признавать собственное согла­сие. Труднее потому, что для него согласие ведет иногда к потере себя. «Внешнее» удержание ребёнком образа своей самостоятельности часто выражается его «видимым» несогласием, отказом.

    Подлинный отказ связан с индифферентностью, которая нормальному ребёнку ещё достаточно чужда. Он как чувствующий индивид постоянно ищет сочув­ствующих, ищет тех, по отношению к которым он сочувственно признал бы себя согласившимся. И ими, прежде всего для него являются сверстники.

    Если воспитатель слишком резко или как-то неестественно изменил ситуацию и ребёнок не успел или не смог присоединиться к кому-то из присутствующих на занятии, — он помимо своего желания оказывается в отказе от работы и, как утопающий за соломинку, хватается за образ своего своеволия (то есть издержки своей самостоятельности).

    Взрослому не следует придавать большого значения содержанию как согласий ребёнка, так и его отказов. Для ребёнка существеннее, не с чем, а с кем он соглашается (либо не соглашается). И чуткий воспитатель всегда сможет увидеть, каким образом определенного ребёнка, который ни к кому не смог присоединиться, окружить такой ситуацией, в которой он смог бы оказаться сочувственно присоединившимся или признавшим по отношению к кому-то из сверстников свое согласие.

    Е.Е.Шулешко и В.М.Букатов на даче у Г.А.Погодиной. Красноярск, 1989

    .

    Пятый совет: Умейте порадоваться шуму

    ___Часто у воспитателей возникает недоволь­ство лишним, казалось бы, посторонним шумом, естест­венным при повышении активности обучаемых детей. Каждый раз воспитательнице необходимо со всем вниманием к происходящему (то есть, замечая и видя конкретных детей) давать себе отчет: «вреден» ли тот шум, что возник на местах. А это далеко не всегда так!

    ___Чаще всего «шум» происходит от стихийно возник­ших деловых «репетиций» (то есть работы-подготовки на местах). И поэтому воспитательнице, скорее, нужно радоваться, что её задание вызы­вает у детей желание работать. (Подчеркнём, что после шумных проб, когда вызванные группки начнут показывать свои работы, то любая из удач почти сразу обеспечит внимательную тишину во всех группках до того бойко работавших).

    ___Также отметим, что когда «шум» является результатом общей активности, направ­ленной на выполнение задания, то по­казы начинать лучше с тех детей, кто вообще-то выступать решается редко, но только что весьма активно работал на месте.

    ___В случае же шумного пове­дения детей-зрителей (или, например, «судей») необходимо:

    ___1) занять зрителей конкретным заданием (за чем именно следить и кому);

    ___2) или занять в показе большее число детей (не один за всю команду, а вся команда полностью; не одна из команд судит, угадывает, пересаживается и т.д., а одновременно все).

    ___Ну и если воспитательница возникший в группе шум так-таки посчитает «вредным», то тогда ей следует сменить игровое упражнение.

    Постскриптум к пятому совету: Помогать детям переключаться

    Случается, что, когда одна из команд-шестёрок показывает свои результаты, то те из зрителей, кто имеет ещё маленький опыт обще­ния в микрогруппах, могут быть к показу соседей невнимательными. Педагогу не­обходимо либо терпеливо дождаться того времени, когда дети откроют для себя интерес в восприятии результатов работы другой команды, либо проверить общую конструктивность организации игрового задания.

    Например, если каждая группка сочинила рассказ и для запоминания сделала на бумаге какие-то рисунки или записи (если дети уже освоили грамоту), то когда наступит этап показа, все «слушающие» команды все время будут вносить в свои планы какие-то поправки, не в силах остановить внутригруппового обсуждения сво­его варианта. А отсюда в командах появится и общее невнимание, и отвлекающий шум.

    В этом случае воспитателю следует улучшить общую организацию. Например, когда время истекло, все команды складывают свои рабочие листочки в одно место (волшебный ларец) и рассаживаются для слушания в новом углу. А новая мизансцена помогает рабочим командам переклю­чать свое внимание с подготовки на восприятие работы других.

    Хозяин ларца (им может быть и воспитательница, и ребёнок), не глядя, достает любой листок. Рабочая группка, узнавшая свой рабочий листок, первой начинает свой показ.

    Повторим, что при шумной активности детей, связанной с выполнением задания, педагогу нужно, скорее, не беспокоиться, а радоваться, что задание вызывает у всех желание работать. И поэ­тому с интересом самому включаться в работу детей, помогая каждой команде своими ненавязчивыми советами.

    А.П.Ершова,

    В.М.Букатов

    .

    .

    .

    .

    Просмотров: 306 | Добавил: comast | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz